ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН от 26 июля 2007 г. N 208


                                                                  ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2007 г. N 208

О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера" и в целях дальнейшего развития и совершенствования Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.

2. Определить государственное учреждение Управление государственного аналитического контроля Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан головным учреждением сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.

3. Управлению по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан организовать деятельность сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.

4. Финансирование государственных и муниципальных организаций, образующих сеть наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан, осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на их текущее содержание.

5. Признать утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N 237 "О сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан".

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан

Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ

Утверждено

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 26 июля 2007 г. N 208

ПОЛОЖЕНИЕ

О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан (далее - СНЛК РБ).

1.2. СНЛК РБ является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, формируется на основе учреждений, организаций, лабораторий, функционирующих на территории Республики Башкортостан и решающих задачи в интересах республики, согласно приложениям N 1, 2, 3, 4 к настоящему Положению. Выполнение поставленных СНЛК РБ задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру СНЛК РБ.

1.3. Общее руководство СНЛК РБ осуществляет Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан.

Территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций государственного учреждения Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты в повседневной деятельности координирует работу СНЛК РБ по наблюдению за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, воздействием вредных факторов на здоровье населения с учетом требований нормативных документов, в том числе государственных стандартов, контролирует состояние готовности лабораторий, входящих в состав СНЛК РБ, к действиям в условиях мирного и военного времени, организует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов.

1.4. Организационно-методическим органом по обеспечению функционирования СНЛК РБ является государственное учреждение Управление государственного аналитического контроля Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК РБ осуществляют соответствующие министерства, государственные комитеты, ведомства.

1.5. В военное время СНЛК РБ функционирует в составе подсистемы Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения (ЕСВОП).

2. Структура СНЛК РБ

2.1. Основу СНЛК РБ составляют базовые лаборатории, функционирующие в режиме повышенной готовности (срок приведения в готовность - 6 - 8 часов) и в режиме чрезвычайных ситуаций. При эвакуации эти лаборатории рассредоточиваются в загородной зоне в соответствии с планом перевода учреждений и организаций с мирного на военное время.

2.2. СНЛК РБ имеет три уровня: республиканский, местный и объектовый.

Республиканский уровень формируется на основе базовых учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Башкортостан, решающих задачи в интересах республики, согласно приложению N 1 к настоящему Положению. Координацию деятельности СНЛК РБ на республиканском уровне осуществляют Правительственная комиссия Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан.

Местный уровень формируется на основе ведомственных лабораторий, учреждений и организаций, решающих задачи в интересах одного или нескольких муниципальных районов и городских округов республики, согласно приложению N 2 к настоящему Положению. Координацию деятельности СНЛК РБ на местном уровне осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления во взаимодействии с территориальными подразделениями по делам гражданской обороны Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан.

Объектовый уровень СНЛК РБ состоит в основном из бассейновых, базовых, складских, производственных лабораторий и постов наблюдения соответствующих министерств, ведомств, производственных объединений, хозяйственных обществ, ассоциаций и организаций Республики Башкортостан. Координацию деятельности СНЛК РБ на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности во взаимодействии с соответствующими территориальными подразделениями по делам гражданской обороны Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан. В состав основных лабораторий объектового уровня входят лаборатории согласно приложению N 3 к настоящему Положению.

2.3. Академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, специализированные подразделения министерств, ведомств привлекаются к работе в интересах СНЛК РБ по решению Правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Республики Башкортостан согласно приложению N 4 к настоящему Положению.

3. Основные задачи СНЛК РБ

3.1. Основными задачами СНЛК РБ являются:

прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в зонах чрезвычайных ситуаций;

своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки методами:

наблюдения - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение радиоактивного, химического и биологического загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды с помощью технических средств;

лабораторного контроля - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента, определение его концентрации (плотности загрязнения для биологических сред - после проведения специфической индикации);

участие в определении зон радиоактивного, химического загрязнения и бактериологического заражения по степени опасности для населения и сельскохозяйственного производства;

обобщение и передача данных о радиационной, химической и биологической обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий.

4. Порядок функционирования и передачи информации учреждений СНЛК РБ

4.1. Функционирование СНЛК РБ осуществляется в трех режимах:

4.1.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и т.д.) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

Учреждения СНЛК РБ создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.

4.1.2. При ухудшении обстановки учреждениями СНЛК РБ передается информация в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан, Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан и головное учреждение СНЛК РБ о случаях:

обнаружения в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье радиоактивных и химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни) в критериях высокого и экстремально высокого уровня;

обнаружения биологических средств;

опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваниях людей, животных и растений;

высокого загрязнения объектов окружающей среды.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 2-х часов в формализованном и неформализованном виде по всем имеющимся каналам связи.

4.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме основных и специальных задач, предусмотренных настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также бактериологических средств, о массовых вспышках особо опасных инфекций (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК РБ в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан, Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан и головное учреждение СНЛК РБ.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется немедленно по имеющимся каналам связи в установленной форме с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 2-х часов, если сроки подобных сообщений не оговорены особо.

4.2. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК РБ вышестоящей организацией по согласованию с головным учреждением СНЛК РБ и закрепляются соответствующей инструкцией.

5. Задачи учреждений СНЛК РБ

5.1. Задачами Территориального центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций государственного учреждения Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты являются:

осуществление координации деятельности СНЛК РБ по наблюдению за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, воздействием вредных факторов на здоровье населения с учетом требований нормативных документов, в том числе государственных стандартов;

организация контроля за готовностью сил и средств СНЛК РБ к выполнению задач по предназначению в условиях мирного и военного времени;

оперативный сбор, обработка и анализ информации, поступающей из учреждений СНЛК РБ, контроль состояния природных и техногенных источников чрезвычайных ситуаций;

обеспечение взаимодействия министерств и ведомств, учреждений, входящих в СНЛК РБ, по вопросам ее создания и функционирования в условиях мирного и военного времени, подготовка и представление донесений в вышестоящие органы.

5.2. Задачами государственного учреждения Управление государственного аналитического контроля Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан - головного учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан являются:

организационно-методическое руководство и контроль за состоянием готовности СНЛК РБ в мирное и военное время;

разработка предложений по повышению эффективности действий СНЛК РБ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

сбор и обобщение информации о радиоактивном, химическом и биологическом загрязнении объектов окружающей среды на территории Республики Башкортостан в условиях мирного и военного времени;

организация и оперативное проведение совместно с силами СНЛК РБ радиационного, химического, биологического и эпизоотического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;

организация проведения контрольных и арбитражных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;

организация периодического контроля окружающей среды мобильными лабораториями в районах проживания населения республики и в зонах защитных мероприятий в системе общей программы комплексного экологического и санитарно-гигиенического мониторинга;

участие в аккредитации учреждений СНЛК РБ по вопросам ведения (производства) радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических и токсикологических анализов проб объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья и др.;

участие в оценке способов и методов определения загрязнения объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами;

участие в международных семинарах, программах, симпозиумах, а также мероприятиях по интеркалибровке.

5.3. Задачами базовых учреждений и ведомственных лабораторий СНЛК РБ являются:

5.3.1. Государственного унитарного предприятия Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан:

контроль источников загрязнения окружающей среды;

поиск источников загрязнения окружающей среды химически опасными веществами;

определение влияния источников загрязнения на окружающую среду;

идентификация неизвестных токсикантов.

5.3.2. Государственного учреждения Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и его структурных подразделений:

гидрометеорологические наблюдения за состоянием окружающей среды для информационного обеспечения об опасных природных (гидрометеорологических, гелиогеофизических) явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнениях окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;

мониторинг состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов, почв, радиоактивного загрязнения (измерение мощности экспозиционной дозы)), оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения по химическим показателям и измерению мощности экспозиционной дозы.

5.3.3. Обособленных подразделений (центры, лаборатории, метеорологические и гидрологические станции) государственного учреждения Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды:

установление наличия химически опасных веществ в атмосферном воздухе, поверхностных водах водных объектов, определяемых лабораторно по методикам анализа;

гидрометеорологические наблюдения за состоянием окружающей среды, измерение мощности экспозиционной дозы;

осуществление отбора проб атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов по визуальным признакам загрязнения объектов окружающей среды, передача данных в соответствии с действующими руководящими документами (наставлениями).

5.3.4. Федерального государственного учреждения по мониторингу водных объектов бассейнов рек Белой и Урала и Отдела водных ресурсов по Республике Башкортостан Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов:

установление наличия химически опасных веществ в воде открытых водоемов;

установление границ зон химического загрязнения открытых водоемов в районах чрезвычайных ситуаций.

5.3.5. Федерального государственного учреждения здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан:

организация проведения мероприятий по обеспечению лабораторного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, радиоактивными и химически опасными веществами;

организация санитарно-эпидемиологической разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, участие в разработке санитарных и противоэпидемиологических мероприятий;

участие в организации противоэпидемических мероприятий в очагах особо опасных и экзотических инфекций;

контроль за ликвидацией очагов инфекций;

участие в уточнении в зонах чрезвычайных ситуаций биологической, радиационной, химической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;

проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными, известными химически опасными веществами с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья на контролируемых объектах;

установление радионуклидного состава исследуемых проб: определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами;

осуществление идентификации штаммов микроорганизмов и токсинов, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индикации;

доставка при получении сомнительных результатов в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов людей.

5.3.6. Межрайонных филиалов федерального государственного учреждения здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан:

проведение специфической индикации возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на контролируемой территории;

определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья химически опасными веществами;

проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;

исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;

установление наличия (по косвенным признакам) в объектах окружающей среды, продовольствии, питьевой воде, пищевом сырье возбудителей инфекционных заболеваний, радиоактивных и химически опасных веществ, отбор проб, доставка их в федеральное государственное учреждение здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан для лабораторных исследований и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.

5.3.7. Башкирской научно-производственной ветеринарной лаборатории Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан:

проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства;

установление вида биологических, бактериологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных животных, трупов, птиц, а также в пробах кормового сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);

проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;

осуществление идентификации выделенных возбудителей болезней;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья животного происхождения, кормового сырья и воды на контролируемых объектах;

установление радионуклидного состава исследуемых проб, загрязненных радиоактивными веществами;

определение пораженности сельскохозяйственных животных и птиц, загрязнения продуктов животноводства, растениеводства, кормового сырья и воды химически опасными веществами, а также осуществление их индикации;

проведение лабораторных исследований животных и птиц, пораженных радиоактивными и химически опасными веществами;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), а также кормового сырья, загрязненных радиоактивными, известными химически опасными веществами, биологическими средствами с выдачей заключения о возможности их использования по назначению.

5.3.8. Ветеринарных лабораторий Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан:

проведение ветеринарной разведки в очагах биологического, бактериологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;

установление наличия (по косвенным признакам) биологических, бактериологических средств в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и кормового сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на загрязнение радиоактивными, химически опасными веществами и биологическими средствами с выдачей заключений о возможности использования их по назначению;

проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей инфекционных болезней;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

установление факта загрязнения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, кормового сырья и воды радиоактивными, химически опасными веществами и осуществление их индикации;

отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, кормов, воды, а также материала от больных животных и птиц, трупов животных и птиц, загрязненных радиоактивными, химически опасными веществами, биологическими средствами и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

5.3.9. Пунктов прогноза и сигнализации появления и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан:

проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства;

установление факта появления и распространения возбудителей болезней растений.

5.3.10. Федерального государственного учреждения Центр агрохимической службы "Башкирский" (г. Уфа) и федерального государственного учреждения Станция агрохимической службы "Ишимбайская":

выявление в зонах чрезвычайных ситуаций радиационной и химической обстановки;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;

установление наличия на объектах окружающей среды химически опасных веществ в районе расположения учреждения и на территории сельскохозяйственных угодий и проведение их индикации;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

определение на объектах сельскохозяйственного производства загрязнения почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, воды химически опасными веществами, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации.

5.3.11. Федеральной государственной территориальной станции защиты растений в Республике Башкортостан:

выявление в зонах чрезвычайных ситуаций фитопатологической обстановки;

установление наличия на объектах окружающей среды, растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий возбудителей болезней, вредителей растений, проведение индикации;

установление вида возбудителей различных болезней растений в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;

определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий.

5.3.12. Химико-радиометрической лаборатории государственного учреждения Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты:

контроль источников загрязнения окружающей среды;

поиск источников загрязнения окружающей среды химически опасными веществами;

определение влияния источников загрязнения на окружающую среду;

идентификация неизвестных токсикантов;

выявление в зонах чрезвычайных ситуаций во всех природных средах химического загрязнения методом наблюдения и лабораторного контроля;

обеспечение оперативной связи при чрезвычайных ситуациях;

проведение оперативного радиационного и химического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;

проведение радиационной, химической разведки в зонах загрязнения;

проведение работ по метрологическому обеспечению средств измерений, определенных областью аккредитации, по штатному предназначению;

выполнение работ по заявкам территориальных подразделений по делам гражданской обороны Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан по паспортизации и оценке опасности объектов, использующих химически опасные, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и заблаговременной оценки их возможных последствий;

проведение контроля качества и определение пригодности средств индивидуальной защиты длительного хранения;

выполнение специализированными подразделениями задач по контролю за источниками ионизирующего излучения;

организация и осуществление периодических испытаний средств радиационной, химической и биологической защиты гражданской обороны;

лабораторные испытания, поверка, ремонт и консервация средств индивидуальной защиты учреждений СНЛК РБ;

количественное определение отравляющих веществ вероятного противника, радиоактивных веществ и сильнодействующих ядовитых веществ, а также определение полноты дегазации (дезактивации);

проверка защитных сооружений на герметичность, контроль состояния средств фильтровентиляции и регенерации воздуха в них;

выявление местных дегазирующих и дезактивирующих веществ, контроль качества, разработка предложений по их накоплению и использованию;

проведение опытного хранения средств радиационной, химической и биологической защиты;

организация выявления и оценки радиационной обстановки в районах аварий, катастроф, стихийных бедствий и в очагах поражения;

определение режимов радиационной, химической и биологической защиты, контроль за вводом их в действие, организация дозиметрического контроля за зараженностью отравляющими, биологическими и сильнодействующими ядовитыми веществами;

организация обеспечения формирований, рабочих и служащих отраслей экономики и населения средствами индивидуальной защиты и поддержания этих средств в постоянной готовности к применению;

контроль за мобилизационной готовностью подразделений химической защиты, формируемых штабами частей гражданской обороны, состоянием их техники и имущества;

организация и контроль за проведением специальной обработки людей, вооружения, техники и материальных средств, дегазации и дезактивации участков местности, дорог и сооружений;

осуществление мероприятий по радиационной, химической и биологической защите населения, проживающего в опасных зонах вблизи атомных станций, химически и биологически опасных объектов.

5.4. Задачами объектовых лабораторий являются:

выявление радиационной, химической, биологической обстановки на территории расположения лаборатории, в границах объекта или санитарно-защитной зоны;

установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) химически опасных веществ и проведение их индикации;

установление на контролируемой территории факта загрязнения радиоактивными и химически опасными веществами воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной индикации химически опасных веществ;

установление наличия радиоактивных и химически опасных веществ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);

установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);

определение на контролируемых объектах загрязнения продовольствия, пищевого сырья, воды химически опасными веществами, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);

отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК РБ для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их радиоактивными, химически опасными веществами и бактериологическими средствами.

5.5. Задачами академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, специализированных подразделений министерств и ведомств являются:

развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных токсикологических, гидрометеорологических, химических, радиологических, эпизоотических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации бактериологических средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям в пределах их компетенции;

участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;

проведение научно-исследовательских экспериментов по определению способов выявления и нормализации радиационной, химической и бактериологической обстановки.

6. Материально-техническое обеспечение, подготовка кадров,

специалистов СНЛК РБ

6.1. Базовые лаборатории СНЛК РБ должны иметь следующий комплект документации:

положение (инструкцию) о работе учреждения СНЛК РБ;

штатное расписание и табель оснащения;

план перевода учреждений с мирного на военное положение;

план подготовки и развития учреждения СНЛК РБ на текущий год и перспективу;

схема оповещения (сбора) личного состава учреждения лаборатории в рабочее и нерабочее время;

инструкцию о функциональных обязанностях специалистов лаборатории;

перечень особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

перечень химически опасных веществ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;

перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;

инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;

инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи;

методики отбора проб и проведения исследований на загрязнение радиационными, химически опасными веществами и бактериологическими средствами, определенными перечнем особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

перечень нормативов допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно допустимых концентраций химически опасных веществ в воздухе, питьевой и речной воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;

карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической обстановки;

журнал регистрации, отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;

журнал радиационного, химического и биологического наблюдения;

инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными радиоактивными, химически опасными веществами и бактериологическими средствами;

переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан.

6.2. Оснащение учреждений СНЛК РБ лабораторным оборудованием, приборами, химическими реактивами, посудой, средствами индивидуальной защиты и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное (военное) время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, Республики Башкортостан, организациями, а также за счет бюджетов муниципальных образований республики.

В особый период лаборатории СНЛК РБ могут доукомплектовываться приборами радиационной и химической разведки и средствами индивидуальной защиты из резерва имущества гражданской обороны Правительства Республики Башкортостан. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК РБ разрабатываются министерствами и ведомствами Республики Башкортостан и согласовываются с Управлением по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан и Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан.

Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач в военное время и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК РБ, используются только по прямому назначению и заменяются на новые в установленном порядке.

Лабораторный контроль объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводятся по методикам, утвержденным федеральным государственным учреждением здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан, государственным учреждением Управление государственного аналитического контроля Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан. Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Лабораторный контроль, кроме биологических средств, объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Федеральным агентством по недропользованию и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Методики, используемые при контроле, должны быть аттестованы в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений".

Все базовые лаборатории СНЛК РБ должны быть аккредитованы в системе аккредитации в Российской Федерации и системе аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий (ГОСТ Р 51000.1-95). Область аккредитации должна охватывать и задачи, возлагаемые на учреждения СНЛК РБ настоящим Положением.

6.3. Готовность учреждений СНЛК РБ к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими организациями, министерствами и ведомствами путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку и переподготовку специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК РБ.

Подготовка и переподготовка специалистов организуются и проводятся соответствующими организациями, министерствами и ведомствами по планам и программам, согласованным с Управлением по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан и Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан.

В целях совершенствования деятельности учреждений СНЛК РБ Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан совместно с Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан ежегодно планируют и проводят учения, тренировки и контрольные проверки.

6.4. Учреждения, входящие в состав СНЛК РБ до 1 ноября текущего года, представляют сведения о работе и состоянии готовности структурных подразделений в Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан, которое формирует годовой отчет о деятельности СНЛК РБ и представляет его в МЧС России в установленном порядке.

7. Финансирование СНЛК РБ

7.1. Основными источниками финансирования деятельности СНЛК РБ являются средства соответствующих бюджетов, предусмотренные на содержание учреждений и организаций СНЛК РБ, и собственные средства организаций.

7.2. Финансирование мероприятий, выполняемых головным учреждением СНЛК РБ, осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в бюджете Республики Башкортостан на его содержание.

7.3. Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК РБ в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном законодательством порядке.

Приложение N 1

к Положению о сети наблюдения и

лабораторного контроля

Республики Башкортостан

ПЕРЕЧЕНЬ

БАЗОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ

И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1. Государственное учреждение Управление государственного аналитического контроля Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан - головное учреждение сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан

2. Федеральное государственное учреждение здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан

3. Государственное учреждение Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

4. Химико-радиометрическая лаборатория государственного учреждения Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты

5. Федеральное государственное учреждение Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Республике Башкортостан (испытательная лаборатория) Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан

6. Филиал "Иммунопрепарат" федерального государственного унитарного предприятия "НПО Микроген" МЗ РФ

7. Государственное унитарное предприятие "Башкоммунводоканал"

8. Отдел водных ресурсов по Республике Башкортостан Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов

9. Башкирская научно-производственная ветеринарная лаборатория

10. Федеральное государственное учреждение Станция агрохимической службы "Ишимбайская"

11. Федеральное государственное учреждение Центр агрохимической службы "Башкирский" (г. Уфа)

12. Территориальное агентство по недропользованию по Республике Башкортостан (Башнедра)

Приложение N 2

к Положению о сети наблюдения и

лабораторного контроля

Республики Башкортостан

ПЕРЕЧЕНЬ

ВЕДОМСТВЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СЕТИ

НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1. Межрайонные филиалы федерального государственного учреждения здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан

2. Центральная лаборатория муниципального предприятия "Уфаводоканал"

3. Филиалы государственного учреждения Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в городах и районах Республики Башкортостан

4. ОАО "АНК "Башнефть"

5. Федеральное государственное учреждение по мониторингу водных объектов бассейнов рек Белой и Урала

6. Районные и городские ветеринарные станции Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан

7. Территориальные управления государственного аналитического контроля Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан

8. Структурные подразделения (центры, лаборатории, метеорологические, гидрологические станции) государственного учреждения Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

9. Уфимский филиал Федерального центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту

10. Центр санитарно-эпидемиологического надзора МВД по Республике Башкортостан

Приложение N 3

к Положению о сети наблюдения и

лабораторного контроля

Республики Башкортостан

ПЕРЕЧЕНЬ

ЛАБОРАТОРИЙ ОБЪЕКТОВОГО УРОВНЯ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И

ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1. Базовая лаборатория ГУП "Башкоммунводоканал"

2. Санитарная лаборатория ОАО "Уфаоргсинтез"

3. Лаборатория охраны окружающей среды ОАО "Уфамолагропром"

4. Лаборатория охраны окружающей среды, центральная заводская лаборатория ОАО "Уфанефтехим"

5. Лаборатория ГСО ОАО "Уфанефтехим"

6. ОТК центральной заводской лаборатории ОАО "NOVOIL" ОАО "НУНПЗ"

7. Лаборатория ГСО ОАО "НУНПЗ"

8. Лаборатория охраны окружающей среды, ОТК центральной заводской лаборатории ОАО "УНПЗ"

9. Лаборатория ГСО ОАО "УНПЗ"

10. Промышленно-санитарная лаборатория, ОТК центральной заводской лаборатории ОАО "Уфахимпром"

11. Центральная заводская лаборатория ОАО "УЭЛЗ-СВЕТ"

12. Химическая лаборатория ОАО "УМПО"

13. Рентгеновская лаборатория ОАО "УМПО"

14. Аналитическая лаборатория ОАО "УМПО"

15. Лаборатория промышленной санитарии и охраны окружающей среды ОАО "УМПО"

16. Промышленная производственная бактериологическая лаборатория ОАО "Уфамолзавод"

17. Химико-бактериологические лаборатории МУП "Уфаводоканал"

18. Пищевая лаборатория ГУП ТПФ "Башхладокомбинат"

19. Лаборатория охраны окружающей среды ОАО "Стеклонит"

20. Производственная лаборатория ОАО "Сибайский мясокомбинат"

21. Производственная лаборатория ОАО "Уфимский завод "Электроаппарат"

22. Лаборатория охраны окружающей среды ОАО "Уфимкабель"

23. Производственно-пищевая лаборатория ОАО "Уфимский мясоконсервный комбинат"

24. Центральная лаборатория ОАО "Башкирский медно-серный комбинат", Сибайский филиал ОАО "Учалинский ГОК"

25. Лаборатория экогидрологическая и лаборатория экоаналитическая ОАО "Салаватнефтеоргсинтез"

26. Лаборатория окружающей среды ОАО "Автонормаль"

27. Производственная лаборатория Белебеевского спиртоводочного комбината - филиала ГУП "Башспирт"

28. Химико-бактериологическая лаборатория МУП "Водоканал" Белебеевского района и г. Белебея

29. Химико-бактериологическая лаборатория МУП "Туймазыкоммунводоканал"

30. Производственная лаборатория ОАО "Амзинский лесокомбинат"

31. Производственная лаборатория ОАО "НефАЗ"

32. Химико-аналитическая лаборатория Кармановской ГРЭС ООО "Башкирская генерирующая компания"

33. Санитарная лаборатория ОАО "ПО "Искож"

34. Лаборатория охраны окружающей среды филиал ОАО "АНК "Башнефть" "Башнефть-Янаул"

35. Химико-бактериологическая лаборатория МУП "Нефтекамскводоканал"

36. Производственная лаборатория ООО "Нефтекамский завод нефтепромыслового оборудования"

37. Лаборатория ЗВВБ ОАО "Белорецкий металлургический комбинат"

38. Центральная заводская лаборатория ОАО "Учалинский ГОК"

39. Санитарно-промышленная лаборатория ООО "Картон и упаковка"

40. Санитарная лаборатория ОАО "Сода"

41. Лаборатория службы воздуха ОАО "Каустик"

42. Лаборатория цеха нейтрализации и очистки промстоков ОАО "Каустик"

43. Производственная лаборатория ОАО "Синтез-каучук"

44. Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях, объектах, в населенных пунктах

Приложение N 4

к Положению о сети наблюдения и

лабораторного контроля

Республики Башкортостан

ПЕРЕЧЕНЬ

АКАДЕМИЧЕСКИХ И ОТРАСЛЕВЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ,

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ

1. Государственное учреждение Башкирский республиканский научно-исследовательский экологический центр Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан

2. ФГУН Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека

3. Государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан, аналитическая служба

4. Бюро судебной медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан

5. Институт биохимии и генетики Уфимского научного центра Российской академии наук

6. Институт нефтехимпереработки Академии наук Республики Башкортостан

7. Опытный завод Академии наук Республики Башкортостан

8. Институт биологии Уфимского научного центра Российской академии наук

9. Институт органической химии Уфимского научного центра Российской академии наук