ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН от 21 апреля 2004 г. N 63


О ПРОВЕДЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ, ВЕДЕНИИ УЧЕТА
ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСТОЧНИКОВ
НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(в ред. Постановления Правительства РБ от 25.04.2006 N 102)

Во исполнение Федерального закона "Об охране окружающей среды", Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 года N 373 "Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников", Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13 февраля 2004 года N 120 "Об организации фонда экологической информации Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждении Регламента представления информации о природопользовании и состоянии окружающей среды" Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Ввести с 2004 года на территории Республики Башкортостан экологическую паспортизацию объектов хозяйственной или иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и климатические условия (выбросы парниковых газов).
Ввести с 2006 года экологическую паспортизацию территории Республики Башкортостан.
(п. 1 в ред. Постановления Правительства РБ от 25.04.2006 N 102)

2. Возложить функции по организации экологической паспортизации территории Республики Башкортостан и объектов хозяйственной или иной деятельности на Министерство природных ресурсов Республики Башкортостан.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 25.04.2006 N 102)
Министерству природных ресурсов Республики Башкортостан в III квартале 2006 года разработать и утвердить типовую форму экологического паспорта территории Республики Башкортостан и методические указания по порядку его ведения.
(абзац введен Постановлением Правительства РБ от 25.04.2006 N 102)

3. Утвердить прилагаемые:
порядок проведения экологической паспортизации, ведения учета объектов хозяйственной или иной деятельности и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории Республики Башкортостан;
примерное положение об экологической службе предприятия-природопользователя и осуществлении производственного экологического контроля.

4. Согласиться с предложением Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан о создании в Управлении государственного аналитического контроля Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан информационно-аналитического центра в пределах утвержденной численности управления и дополнительных 5 штатных единиц с финансированием за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

5. Возложить на Управление государственного аналитического контроля Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан функции по созданию и ведению республиканского фонда экологической информации и единой информационной системы экологического мониторинга, осуществлению экологической паспортизации территории Республики Башкортостан в рамках реализации подпрограммы "Мониторинг окружающей среды и природных ресурсов" Республиканской целевой программы "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (2004 - 2010 годы)".
(в ред. Постановления Правительства РБ от 25.04.2006 N 102)

6. Контроль за исполнением Постановления возложить на отдел развития топливно-энергетического комплекса, координации отраслей экономики, внешнеэкономических связей и торговли Аппарата Правительства Республики Башкортостан.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.БАЙДАВЛЕТОВ

 

 

Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 21 апреля 2004 г. N 63

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПАСПОРТИЗАЦИИ, ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ОБЪЕКТОВ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИСТОЧНИКОВ НЕГАТИВНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

(в ред. Постановления Правительства РБ от 25.04.2006 N 102)

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок определяет принципы и организационные основы проведения экологической паспортизации территории Республики Башкортостан, экологической паспортизации и учета объектов хозяйственной или иной деятельности (далее - предприятие-природопользователь) и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории Республики Башкортостан.

1.2. Экологической паспортизации и учету подлежат все предприятия-природопользователи независимо от формы собственности, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на территории Республики Башкортостан.

1.3. Экологическая паспортизация предприятий-природопользователей является основой для осуществления экологической паспортизации территории Республики Башкортостан.

1.4. Экологическая паспортизация предприятий-природопользователей и территории Республики Башкортостан осуществляется с использованием информационных технологий.

 

2. Основные принципы разработки экологического паспорта
предприятия-природопользователя

2.1. Предприятие-природопользователь за счет собственных средств разрабатывает экологический паспорт в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р 7.0.0.06-2000 "Охрана природы. Основные положения. Типовые формы информации".

Экологический паспорт утверждается руководителем предприятия-природопользователя. Электронная версия экологического паспорта представляется в Управление государственного аналитического контроля Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан для согласования, регистрации и формирования базы данных, необходимой для проведения экологической паспортизации территории Республики Башкортостан.

2.2. При заполнении экологического паспорта предприятие-природопользователь использует технологические планировки и инструкции, операционные карты, технические условия, проекты нормативов предельно допустимых сбросов, проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и другие нормативно-методические документы, утвержденные в установленном порядке.

2.3. Для актуализации информационной базы экологического паспорта в случаях перепрофилирования предприятия, замены оборудования, сырья или материалов, изменения технологии производства и количеству источников негативного воздействия на окружающую среду предприятие-природопользователь вносит изменения и/или дополнения в экологический паспорт и представляет их в электронном виде в Управление государственного аналитического контроля Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан в конце каждого года.

 

3. Этапы проведения экологической паспортизации

3.1. Экологическая паспортизация предприятий-природопользователей и территории Республики Башкортостан проводится в два этапа.

3.2. На первом этапе экологической паспортизации Управление государственного аналитического контроля Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан:
регистрирует предприятия-природопользователи, подлежащие экологической паспортизации, и передает им описание структуры формата XML (Extensible Markup Language) - расширенного языка разметки, являющегося подмножеством SGML (Standard Generalized Markup Language) стандарта ISO 8879 (инструкции по формированию файлов), в котором предприятия-природопользователи представляют информацию о негативном воздействии на окружающую среду, в том числе по выбросам парниковых газов;
оказывает соответствующую методическую (обеспечивает справочниками, классификаторами) и консультационную помощь предприятиям-природопользователям;
принимает от предприятий-природопользователей данные по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с учетом объемов парниковых газов (систематизированные сведения о распределении источников по территории предприятия, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ) и по объемам образования отходов, их движению и размещению;
проверяет соответствие информации, представленной предприятиями-природопользователями в электронном виде в требуемом формате, данным проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрешительным документам на выбросы загрязняющих веществ и лимиты размещения отходов, выдает справку о постановке предприятия-природопользователя на государственный учет;
в конце каждого года принимает от предприятий-природопользователей технические отчеты в электронном виде (информацию о неизменности производственных процессов, используемых материалов и сырья, количестве и характеристиках источников выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ).

3.3. На втором этапе экологической паспортизации Управление государственного аналитического контроля Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан:
принимает электронную версию экологического паспорта предприятия-природопользователя;
систематизирует, обрабатывает, хранит электронные версии экологических паспортов и создает на их основе информационную базу данных о предприятиях-природопользователях и территории Республики Башкортостан;
готовит данные для проведения сводных расчетов загрязнения воздушного бассейна административных территорий Республики Башкортостан выбросами предприятий-природопользователей и автотранспорта;
готовит для органов исполнительной власти, осуществляющих координацию и регулирование деятельности в области охраны окружающей среды, предложения по нормативам допустимого воздействия предприятий-природопользователей на окружающую среду с учетом предельной антропогенной нагрузки на территорию;
формирует реестры источников негативного воздействия на окружающую среду;
выполняет работы по экологической паспортизации территории Республики Башкортостан, руководствуясь требованиями нормативно-методических документов;
представляет информацию о текущем состоянии окружающей среды по запросам заинтересованных органов исполнительной власти и организаций.

 

 

Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 21 апреля 2004 г. N 63

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ПРЕДПРИЯТИЯ-ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение требований Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "О техническом регулировании" и устанавливает общие требования к экологической службе предприятия-природопользователя и осуществлению производственного экологического контроля.

Настоящий документ учитывает положения международных стандартов ГОСТ Р ИСО 14001-98 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" и ГОСТ Р ИСО 14004-98 "Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования".

1.2. Настоящее Положение предназначено для:
организаций независимо от формы собственности, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность на территории Республики Башкортостан и способных оказать негативное воздействие на окружающую среду (далее - предприятие-природопользователь);
органов, осуществляющих государственный экологический контроль на территории Республики Башкортостан в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством, а также научных, проектных и иных организаций, осуществляющих общее руководство, управление деятельностью или нормативно-методическое обеспечение деятельности предприятий-природопользователей в области охраны окружающей среды.

1.3. Действие настоящего Положения не распространяется на деятельность предприятий-природопользователей в области:
охраны труда и техники безопасности, соблюдения санитарных правил и норм контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
контроля экологической безопасности выпускаемой продукции.

1.4. Природоохранная деятельность, в том числе производственный экологический контроль осуществляется за счет средств предприятия-природопользователя.

1.5. Порядок организации природоохранной деятельности на предприятии-природопользователе определяется положением о его экологической службе.

1.6. Положение об экологической службе и соответствующие должностные инструкции обязаны отражать конкретные для каждого предприятия-природопользователя вопросы охраны окружающей среды и периодически пересматриваться на основании оценки эффективности установленных указанными документами порядков и регламентов, изменения законодательства и иной нормативной документации.

 

2. Экологическая служба предприятия-природопользователя

2.1. Экологическая служба предприятия-природопользователя осуществляет управление охраной окружающей среды, в том числе производственный экологический контроль.

2.2. Экологическая служба может являться самостоятельным структурным подразделением предприятия-природопользователя (отделом, бюро, группой и др.) или представлять собой должностное лицо, подчиняющееся руководителю или его заместителю, главному технологу, главному энергетику предприятия-природопользователя и т.д.

2.3. Функции, обязанности, права и ответственность экологической службы могут определяться положением об экологической службе предприятия-природопользователя или соответствующими разделами положения о природоохранной деятельности предприятия-природопользователя.
Структура, штатная численность и состав экологической службы определяются руководством предприятия-природопользователя в зависимости от вида деятельности, объема потребления природных ресурсов, видов воздействия на окружающую среду, количества и состава выбросов и сбросов, отходов предприятия-природопользователя, региональных особенностей состояния окружающей среды и требований к ее охране.

2.4. Экологическая служба предприятия-природопользователя действует на всей его территории и санитарно-защитной зоне.

2.5. Деятельность экологической службы предприятия-природопользователя организуется на основе текущих годовых и квартальных (ежемесячных) планов, распоряжений руководства предприятия-природопользователя, планов-графиков производственного контроля, которые утверждаются согласно порядку, установленному положением об экологической службе предприятия-природопользователя.

2.6. Руководство предприятия-природопользователя обеспечивает экологическую службу помещением, документацией, специальной одеждой, средствами защиты, оборудованием (аппаратурой, реактивами и др.), необходимыми для осуществления производственного экологического контроля и иных функций.

2.7. Специалисты экологической службы (эколог) предприятия-природопользователя, а также специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или способна оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, периодически проходить профессиональную переподготовку и повышать квалификацию.
Подготовка указанных специалистов осуществляется согласно законодательству и должна быть подтверждена соответствующим документом (свидетельством).

 

3. Производственный экологический контроль

3.1. Осуществление производственного экологического контроля является служебной обязанностью экологической службы предприятия-природопользователя.
Производственный экологический контроль осуществляется в соответствии с требованиями:
статьи 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды";
статьи 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха";
статьи 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
статьи 92 Водного кодекса Российской Федерации;
статьи 73 Земельного кодекса Российской Федерации;
статьи 32 Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
статьи 11 Закона Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
соответствующих указанным законам нормативных правовых и методических документов.

3.2. Предприятие-природопользователь несет ответственность за полноту осуществления производственного экологического контроля и достоверность представляемой информации.
При отсутствии производственного экологического контроля или признании его результатов недостоверными (на основании заключений контролирующих органов либо судебных решений) в качестве данных, обосновывающих размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, сетям водоотведения, а также состав форм государственной статистической отчетности (статистического наблюдения) о массах выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещении отходов, потреблении природных ресурсов и др., принимаются данные, полученные в ходе соответствующей проверки органами, осуществляющими государственный экологический контроль. Такие данные могут распространяться на период деятельности предприятия-природопользователя до очередной проверки, за исключением периодов аварийных ситуаций. Данные, которые получены органами, осуществляющими государственный экологический контроль, во время аварийной ситуации, распространяются только на период данной ситуации.

3.3. Порядок осуществления производственного экологического контроля определяется положением о производственном экологическом контроле или иными соответствующими документами предприятия-природопользователя.

3.4. Основными задачами производственного экологического контроля на предприятии-природопользователе являются:
проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных природоохранным законодательством;
контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействия на окружающую среду по всем его видам, установленным соответствующими лицензиями (разрешениями);
контроль за выполнением предписаний органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
проверка выполнения планов мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
обеспечение эффективной работы систем учета использования природных ресурсов, природоохранного оборудования, средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства и техногенных катастроф;
своевременное представление информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью (статистическим наблюдением).

3.5. Предприятие-природопользователь не обязано осуществлять виды работ, не предусмотренные установленным порядком производственного экологического контроля, а также контроль состояния окружающей среды, если его результаты:
не могут быть использованы для принятия оперативных управленческих решений;
не предусмотрены государственной статистической отчетностью (статистическим наблюдением), кадастровым учетом, межгосударственными и международными обязательствами и соглашениями, порядком экстренного оповещения для обеспечения мер безопасности в экстремальных ситуациях;
не включены в документы, регламентирующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду или лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

Проведение исследований и дополнительных работ для рационализации системы производственного экологического контроля и иных целей в области охраны окружающей среды регламентируется соответствующими программами.

 

4. Производственный аналитический контроль

4.1. На предприятиях-природопользователях, имеющих источники загрязнения воды, атмосферного воздуха, почвы, а также в случаях, когда для осуществления природоохранной деятельности необходима информация о составе и свойствах контролируемых объектов по химическим, биологическим показателям или показателям физического воздействия, в составе системы производственного экологического контроля организуется производственный аналитический контроль.

4.2. Производственный аналитический контроль осуществляется с помощью инструментальных, инструментально-лабораторных методов, автоматизированных автономных комплексов аналитическими лабораториями предприятий-природопользователей или сторонними аналитическими лабораториями, центрами и т.п.
Аналитические лаборатории должны быть аккредитованы в системе аккредитации аналитических лабораторий или пройти процедуру оценки состояния измерений в соответствии с методическими инструкциями 2427-97 и отвечать требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".

4.3. Порядок производственного аналитического контроля определяется планами-графиками для каждого вида воздействия на окружающую среду. Данные планы-графики согласуются экологической службой предприятия-природопользователя с территориальным подразделением Министерства природных ресурсов Республики Башкортостан.
В планах-графиках отражаются перечни контролируемых показателей и периодичность отбора проб.
Основанием для выбора контролируемых показателей являются данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду.

4.4. Состав показателей, контролируемых во внутрипроизводственных системах, определяется целями эффективного управления технологическими процессами этих систем и может отличаться от состава показателей, которые контролируются органами, осуществляющими государственный экологический контроль.

 

5. Взаимодействие экологической службы
предприятия-природопользователя и органов
исполнительной власти, осуществляющих государственное
управление в области охраны окружающей среды

5.1. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, представляют экологической службе предприятия-природопользователя следующую информацию:
о действующих нормативных документах, правилах, методах и методиках нормирования воздействия на окружающую среду;
о химических веществах и препаратах, опасных для окружающей среды, в отношении которых существуют ограничения или запреты использования;
о вновь установленных или пересмотренных нормативах качества окружающей среды, в том числе предельно допустимых концентраций загрязнения окружающей среды.

5.2. Экологическая служба предприятия-природопользователя представляет в распоряжение органов, осуществляющих государственный экологический контроль, любую документацию по производственному экологическому контролю, присутствует при проверках, осуществляемых должностными лицами указанных органов, обеспечивает условия, необходимые для проведения таких проверок, отбора проб, выполнения измерений, анализов, тестирования, по указанию контролирующих органов выполняет анализ шифрованных проб и контрольных образцов.

 

6. Документирование и учет результатов деятельности
экологической службы предприятия-природопользователя
и производственного экологического контроля

6.1. Основу документирования всех аспектов природоохранной деятельности на предприятии-природопользователе составляет ведущаяся в реальном масштабе времени актуализированная информационная база данных экологического паспорта предприятия-природопользователя.

6.2. Документирование и учет результатов деятельности экологической службы предприятия-природопользователя, производственного экологического контроля, в том числе аналитического производятся в соответствии с утвержденными типовыми формами государственной статистической отчетности (статистического наблюдения) на основании актов отбора проб и протоколов результатов измерений.

6.3. В документации не допускаются подчистки, удаление страниц и т.п. Все исправления должны быть завизированы соответствующим должностным лицом и обоснованы.